Битрикс-разработчик Вероника Малышева

Бизнес-процессы (составление ТЗ на разработку)

Бизнес-процессы (составление ТЗ на разработку)

Параметры бизнес-процесса
на примере бургерной
  • Владелец - менеджер зала
  • Клиент - тот, кто заказывает бургер
  • Продукт - Бургер (какую потребность он удовлетворяет, какие характеристики важны клиенту)
  • Точка начала и завершения  - оформление и выдача заказа
  • Этапы, действия - касса, приготовление, выдача
  • Объект - заказ (может быть несколько)
  • Роли и зона ответственности  - кассир, повар
  • Точки передачи - между кассой и кухней, между кухней и зоной выдачи. (между разными сотрудниками)
  • Ресурсы - ингридиенты, оборудование кухни и зала
  • Метрики - Время ожидания, время приготовления, %довольных клиентов (Какие и где снимаем)
У бизнес-процесса - результат работы одинаковый. (В отличие от проектной работы, у которой результат работы разный)
Внутренний бизнес-процесс - процесс внутри компании, который Клиент (Например, посетитель бургерной) не видит. Например (поставка ингридиентов, обслуживание техники



Команда заказчика
  • Спонсор - кто платит, кому это выгодно, кто может замотивировать всю остальную команду, у кого воля и полномочия использовать новые инструменты. Например, владелец бизнеса, генеральный директор.
  • Владелец процесса - кто разбирается в процессе (цепочка, действия), кто готов делиться данными знаниями, с кем будем согласовывать автоматизацию. Например, руководитель отдела
  • Роли-исполнители - кто непосредственно участвует в процессе
Цель бизнес-процесса по SMART
  • Конкретная Specific
  • Измеримая Measurable:
  • Достижимая Achievable or Attainable:
  • Значимая Relevant:
  • Ограниченная во времени Time bound
Что можно отразить в цели: Заведение  метрик, исключение дополнительных встреч (то, что зависит только от прогр



Сбор данных
  • Первоначальные данные. Какие процессы автоматизируем? Насколько глубоко? Разработка и процессов, и подпроцессов? Итог, грубая карта процесса
  • Сбор документации.  Регламенты работы, скрипты переговоров, должностные инструкции, структура компании и тд
  • Личное интервью с участником процесса (представитель определенной роли). А что будет потом и зачем?
Итог диаграмма процесса (IDEF, eEPC, BPMN 2.0). Диаграмма нужна и для согласования с клиентом, и для тех спецов для работы. Пример диаграмм

Примечания
В хаосе процессов укрупнять процессы: уменьшать количество стадий, уменьшать количество операций.
Оптимизация VS Автоматизация. (Лучше автоматизируем существующий процесс, а потом оптимизируем. Или оптимизируем, а потом автоматизируем)
Формат работы. Какое время потребуется, регулярные встречи с какими ролями и тд. Показать схему бизнес-процесса, что примерно в итоге должны получить
Саботаж - это нормально. Перенос встречи, превращение встречи в балаган. Все боятся изменений