Обучаю битриксу программистов, интеграторов

Основные проблемы при разработке и продвижении сайта

Основные проблемы при разработке и продвижении сайта:
  • Не определено, кто должен заниматься сайтом
  • Слабое ресурсное обеспечение и непонимание технологий.
  • Слабое понимание целей и задач которые может и должен решать сайт
  • Неправильное определение целевой аудитории
  • Несогласованность интересов подразделений
  • Отсутствие тестировщиков
  • Некачественный дизайн
  • Технические сбои
  • Неоперативное обновление
  • Плохое качество текстов
  • Плохая обратная связь
  • Отсутствие оценки эффективности

Кто должен заниматься сайтом?

Руководители и сотрудники организаций недостаточно четко осознают для чего и зачем им нужен сайт. Сайт воспринимается не как один из инструментов продаж, а скорее как некая визитная карточка, которая есть — хорошо, нет — ну и не надо. И если уж разработка ведется то, как правило, все валится в одну кучу на программиста, который может быть далеко не профессионал в дизайне, в понимании сути процессов происходящих в организации и в конце концов он может ничего не знать ни об услугах, ни об продвигаемых товарах.

Сайтом должны заниматься (и создание сайта, и его сопровождение, продвижение):

  • Непосредственный исполнитель услуги. Он сможет более подробно и качественно рассказать об оказываемой им услуге, сможет донести до клиента всю необходимую информацию. Данный специалист может и должен эту информацию предоставить в процессе проектирования сайта.

  • Отделы рекламы или связей с общественностью или маркетологи. В их функцию должна входить стратегическая инициатива, они определяют общее направление развития сайта. Вместе с исполнителями услуги и программистами (или старшим программистом), они должны составить ТЗ на сайт и желательно составить прототипы (схемы страниц). Программист нужен для того, чтобы сразу пояснить, как оптимально реализовать какой-то функционал (и возможно ли это), а также насколько это трудоемко, а значит дороже.

  • Дизайнеры. Визуализируют, делают красивый макет, по составленному ТЗ и прототипам. Причем сразу в 3х видах (для компьютера, планшета и мобильного). Более того, сейчас есть возможность дизайнерам делать анимированные макеты (анимация элемента при наведении, при скролле, при загрузке и тд)

  • Программисты (front-end, back-end). Уже работают по согласованному ТЗ, готовым макетам.

Как видите если рассмотреть вопрос более глубоко, то программистам в процессе создания сайта должна отводится не то что бы второстепенная роль, но далеко не все от него зависит есть моменты, которые должны решаться на стороне организации, создающей для себя сайт.

Слабое ресурсное обеспечение, непонимание технологий
В понятие слабое ресурсное обеспечение можно внести:
  • финансовое обеспечение
  • человеческий ресурс
  • слабую техническую поддержку со стороны главного руководящего лица

Очень часто руководители придерживаются авторитарного стиля управления "хочу как у Конкурента X, цвет люблю желтый, чтобы автоматом видеоролик показывался", если это накладывается еще и на низкую компьютерную грамотность, то перспективы у таких сайтов настолько туманны, что ими, возможно, и не стоит заниматься. Технологическая неграмотность, не понимание сути процессов поставила крест не на одной сотне проектов. И вот в этом месте должна хорошо сработать служба маркетинга. Ее задачи:

  • донести до руководителя мысль, что сайт - это менеджер компании, которые продает ее услуги 24 часа в сути, 7 дней в неделю.
  • объяснить руководству, почему именно такой сайт необходим
  • почему именно это оборудование необходимо закупить
  • почему именно этого человека или фирму взять для кодинга или дизайна
Саботаж сотрудников
К сожалению "противодействие" в создании сайта можно встретить не только у руководства компании, но и у других сотрудников:
  • продающие подразделения, которые думают, что сайт отнимет у них работу
  • отдел маркетинга, который будет считать, что при то же заработной плате на них ляжет еще и работы по сайту
  • службы безопасности считающие наличие сайта некой дырой, куда немедленно утекут все секреты фирмы

Однако короновирус изменил отношение к онлайн-присутствию бизнеса: многие производства, магазины частично или полностью ушли в онлайн, и сейчас как никогда важно не только присутствие сайта в интернете, но и его конкурентное превосходство над конкурентами.

Слабое понимание целей и задач сайта

Часто встречаются руководители, а как правило именно от них исходит инициатива создания интернет-сайта, которые говоряи — «Вот у Иван Кузмича сайт есть, сделай мне тоже, чтоб не хуже». При этом Иван Кузмич имеет интернет-магазин, через который продает продукцию своего предприятия, у него настроены бизнес-процессы, отлажена связь с 1С, идут регулярные обновления контента. И когда перед клиентом возникает приблизительная стоимость разработки и запуска сайта, клиент удивлен и начинает экономить: "это уберите, это мы настроим сами, дизайн нарисуем". В итоге получается некий субпродукт неспособный решить ни одной задачи, для которой был создан.

Сайты не создаются "чтобы были", сайт должен решать задачи, поставленные перед ним отделом маркетинга или отделом рекламы, не важно какой это сайт — магазин, информационный портал, корпоративный сайт.  

Цели сайта примеры (что хотите?)

  • размещение информации для удобного доступа (википедия)
  • информирование о мероприятии
  • увеличение подписчиков
  • увеличение лояльности клиентов
  • автоматизация работы
  • продажа товара, контента, услуг
Задачи сайта примеры (что сделать?)
  • в выгодном свете информировать о компании (с отзывами, кейсами)
  • информировать о способах оплаты и доставки, режиме работы, адресах компании
реализовать возможность:
  • заполнять заявку на услугу
  • оформить и оплатить заказ
  • скачать прайс со своими ценами и актуальными остатками
  • проследить за статусом выполнения заявки

Неправильное определение целевой аудитории

Очень важно, еще на моменте создания дизайна, определится с целевой аудиторией:

Кто эти люди, которые будут пользоваться вашей услугой/покупать товар.

Методика М.Шеррингтона (методика "5W")

  • what (что?) – что предпочетает потребитель: тип товара, качественные харакетристики товара;
  • who (кто?) – кто приобретает товар, тип потребителя, его поло-возрастные характеристики;
  • why (почему?) – мотивация, потребность в товаре, приверженность марке, ценовые предпочтения, пирамида Маслоу;
  • when (когда?) –  как происходит покупка (время совершения покупки, способы совершения отложенной по времени покупки);
  • where (где?) – места покупок, где чаще всего спрашивается и приобретается товар, каналы распределения товара.

На этапе определения целевой аудитории важно смирить гордыню и не пытаться выдавать желаемое за действительное.

Пример 1: директор компании хочет красивый сайт, с кучей анимации и прочего, тратит деньги на дизайн и верстку, экономя на интеграции с 1С, а по факту люди заходят со смартфонов и им главное, чтобы быстро все грузилось, были актуальные цены-остатки, и было удобно оформить заказ и его оплатить.  

Пример 2: компания динамично развивающаяся на рынке и занимающаяся розничной продажей среди физических лиц вдруг познала несравненный кайф работы с юридическими лицами: огромные разовые контракты, бешеные прибыли и на одном из совещаний было решено закрыть розничную продажу. Эффект был фатальным. Враз потеряв базу розничных лояльных к компании клиентов компания получила несколько юридических лиц для обслуживания, соответственно прошло сокращение штатов — не стало потока физиков, а потом случился кризис 2008 года и большинство партнеров закрылось... И все. Бизнесу пришел конец. Сотрудников нет, клиентов нет, ничего нет. Этакое несогласование интересов клиентов и интересов продающих подразделений. Никто не спросил у клиентов, никто не поинтересовался интересами продающих подразделений, что привело к провалу всего бизнеса.

Несогласованность интересов подразделений

Многие подразделения не связанные напрямую с менеджментом, рекламой, пиаром не видят необходимости вообще в принципе работать с интернет-сайтом в лучшем случае считая его досадной помехой основной работе, а в худшем их прямым конкурентом. В этом случае взаимодействие с такими подразделениями перерастает в глобальную проблему. Необходимо привлечение административного ресурса. Только руководитель своим веским словом, может расставить-указать приоритеты сотрудникам.

Отсутствие тестировщиков

Сайт как и любой другой продукт обязательно должен быть проверен на наличие различных багов, недоделок, опечаток, ошибок верстки и понятно, что разработчик не может осуществить эту проверку самостоятельно. Всем знакомо такое понятие - «замылился глаз», когда постоянно видишь одну и ту же ошибку, через некоторое время перестаешь ее замечать. Эта проблема вытекает из-за слабого ресурсного обеспечения проекта, никто не хочет тратить «лишние» деньги на тестирование продукта. Хотя решение этого вопроса стоит не настолько остро как, например, непонимание технологических решений переносить его на потом не стоит, потому что никто не знает когда и в какой момент может вылезти ошибка. Решить же вопрос тестирования можно достаточно просто: создать «фокус группу» из сотрудников предприятия, лояльных компании клиентов 5-10 человек, в течении 2-3 часов они могут протестировать сайт от и до.

Некачественный дизайн

Ни для кого не секрет, что в наших российских компаниях, кроме «семейщины» когда некомпетентные родственники руководителей назначаются на ответственные посты, что ведет к значительным падениям продаж, а иногда и прямым убыткам, процветает пышным цветом так называемая «вкусовщина» особенно распространена она среди авторитарных первых лиц компаний/предприятий. Дизайн должен ориентироваться в первую и единственную очередь на клиентов или потребителей услуги, и если клиентов дизайн устраивает то нет никакой необходимости переделывать его в угоду своим личностным амбициям. Задача донести эту мысль до руководства так же ложится на отдел маркетинга, если такой имеется, который является связующим звеном между исполнителем работ и руководством компании.

Технические сбои

В связи с проблемой слабого технического обеспечения зачастую появляется проблема технических сбоев. Устаревшее оборудование, старые сервера, древние обработчики баз данных все это может привести к техническому сбою. Сгорел жесткий диск, выключили свет при резервном копировании, повисла база такие вещи происходят сплошь и рядом и наносят непоправимый вред репутации компании и в идеале технических сбоев быть недолжно. Даже если меняется дизайн, меняется движок, физически переносят сервер потребитель должен 24 часа в сутки иметь доступ к сайту и совершать на нем необходимые ему операции.  

Неоперативное обновление

Эта проблема связана с отсутствием сопровождения сайтов. Некоторые руководители считают — сайт есть, информация на нем достоверная, и можно больше вопросами сайта не заниматься. Крайне неправильная позиция. Мы уже говорили с вами о целях и задачах сайта, одной из целей является информирование клиента о вашей компании, ее жизни, новинках. Упуская эту возможность мы лишаемся с вами во-первых одного из маркетинговых инструментов, во вторых поисковые сети перестают ранжировать сайты без обновлений, что влечет снижение показов в поисковых запросах. Да и сами клиенты не будут заходить на сайт на котором нет никаких изменений. Посетитель был на сайте вчера, позавчера, 5 дней назад — изменений никаких нет, и желание заходить на этот ресурс тоже пропадает.

Плохое качество текстов

Еще одной немаловажной проблемой является плохое качество текстов, тексты писать никто не хочет, а некоторые хотят, но не умеют. Мы сейчас не будем затрагивать СЕО составляющую текстов на данном этапе она не слишком важна, а поговорим просто о наполнении сайта, как у нас наполняют контент? Скопировал кусок текста с одного сайта, добавил со второго в середину воткнул кусочек текста из третьего в результате появилось нечто несогласованное и сложное как к пониманию, так и к прочтению. Мы с вами должны понимать сайт должен быть не просто наполнен контентом, но и наполнен понятным для вашей целевой аудитории. Самый лучший корректор — ваш потребитель, он всегда может обратить ваше внимание на непонятные или несогласованные абзацы, на грамматические и пунктуационные ошибки, которые вы будете в состоянии оперативно исправить, если у вас нет следующей проблемы — плохая обратная связь.

Плохая обратная связь

Многие современные руководители не предают достаточного значения обратной связи с потребителем их товара или услуги, тем самым лишая себя возможности держать «руку на пульсе», быть в курсе всех пожеланий и предпочтений своих клиентов. Многие крупные проекты, например, покупка квартиры, дома, машины — начинаются не со звонка как раньше, а с вопроса в форме «обратной связи» или в блоге. Другая сторона медали: когда блог или форум присутствуют, но никто и никогда из сотрудников в него не заходил и не знает чего там такое. Эта самое плохое, что вы можете сделать с потенциальным клиентом — проигнорировать его интерес к вашей компании. Отсутствие вашего интереса к потенциальному клиенту скажет ему гораздо больше о вас, чем весь навороченый дизайн и новейшие технологические решения, не разбрасывайтесь клиентами, их так мало.

Отсутствие оценки эффективности

Сайт можно и нужно оценивать. Есть специальные инструменты (самые популярные Яндекс.Метрика, Гугл.Аналитика), которые позволяют:

  • отследить сколько человек посетило сайт на промежутке времени

  • откуда человек пришел

  • с какого устройства зашел

  • сколько времени пробыл на сайте

  • какие страницы посетил

и многое другое.

Для чего оценивать эффективность?

Чтобы оперативно реагировать на изменение ситуации на вашем ресурсе:

  • понять какие материалы наиболее интересны и читаемы

  • увидеть технические ошибки и неудобства (можно просмотреть видеозапись посещения)

  • какие кнопки нажимают, какие можно убрать или сделать их более заметными

Читайте также: устройство поисковых роботов
Если блог был полезным, можете угостить меня "чашечкой кофе" :)

Сбер по номеру телефона +7 (953) 585-13-09 Вероника.
Спасибо!